ГЕНЕРАЛ РАЕВСКИЙ В БОЮ ПОД САЛТАНОВКОЙ.
Как известно, в начале Отечественной войны 1812 года русские армии отступали. Главной задачей командующих 1-й и 2-й армиями было соединиться, не дав разбить себя по одиночке. Соответственно Наполеон стремился не допустить соединения русских армий: "на острие атаки" Великой армии действовал 1-й армейский корпус под командованием маршала Даву. Французы стремительно захватывают Минск, а затем и Могилев, таким образом разрезая русские силы.
Командующий 2-й армией генерал Багратион решает пробиваться через Могилев, а если не получится, то переправиться через Днепр в другом месте и идти на Смоленск для соединения с 1-армией под командованием Барклая де Толли. Багратион приказывает генералу Раевскому провести "усиленную рекогносцировку", выделив ему около 17 тысяч чел.
11 июля 1812 года в рамках этой "рекогносцировки" состоялось сражение у деревне Салтановка. Русские атаковали французов, насчитывавших 21,5 тыс. чел. Не углубляясь в детали, скажем, что прорваться к Могилёву не удалось, переправа прошла в другом месте. Но после этого сражения Даву в течении 2-х дней ожидал новых русских атак и оставался на месте. Благодаря чему 2-я армия смогла оторваться от французов и под Смоленском соединилась с 1-й армией. В этом состоит значение боя под Салтановкой.
С этими событиями связана одна из легенд Отечественной войны 1812 года. Дело в том, что при Раевском находились двое его сыновей, младшему было 11 лет, старшему - 17. Когда об этом узнали в столице, то поэт Жуковский воспел подвиг Раевского в стихотворении "Поэт во стане русских воинов":
"Раевский, слава наших дней,
Хвала! перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами".
В обществе пошли гулять слухи о том, что когда Раевский со своим штабом возглавил атаку Смоленского пехотного полка, то при нем были и дети, а старший из них даже нёс знамя полка в бою. Сам Н.Н. Раевский опровергал эти сплетни. Например, в разговоре с Батюшковым, он утверждал: "Из меня сделали римлянина... Из Милорадовича — великого человека, из Витгенштейна — спасителя отечества, из Кутузова — Фабия. Я не римлянин, но зато и эти господа — не великие птицы... Про меня сказали, что я под Дашковкой принёс на жертву детей моих... Правда, что я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге. Твой приятель Жуковский воспел в стихах. Гравёры, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином. И вот как пишется история!"
Не смотря на то, что разговор этот состоялся в 1813 году и Батюшков написал об этом в своих воспоминаниях, легенда продолжала жить. И в 1912 году, к столетию Оечественной войны, известный художник Н.С. Самокиш написал картину "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Ныне картина находится в музее-панораме "Бородинская битва".
Глядя на картину не трудно заметить, что поза фигурки генерала Раевского из набора "Русский штаб" (Инженер Басевич для "ЧИНТОЙЗ") сильно напоминает позу Раевского на картине Самокиша! ))) Лично я этому "совпадению" только рад!
Спасибо за внимание и новых солдатиков вам в коллекцию!
