Проблема (если так это можно назвать), практически во всех областях культуры (в том числе и в предметах прикладного творчества, включая игрушку), состоит, как это не странно звучит, в излишней индустриализации культуры.
Зародившаяся около 80 лет тому назад индустрия культуры породила практически безграничную возможность воспроизводства объектов культуры и появления, т.н. продуктов индустрии культуры, т.е. экземпляров объектов культуры (музыки, кино, литературы, декоративно прикладного творчества и т.п.), воспроизведенных в индустриальных масштабах. Такова была потребность общества. Расцвет индустрии культуры пришелся на послевоенный период, а вернее, я думаю на период 1960-1970 годов. В настоящее время, с появлением цифровых технологий, в отдельных областях культуры (кино, музыка, литература), этот процесс принял неконтролируемый масштаб.
И вроде бы все хорошо, все для всех доступно, но процесс индустриализации, на фоне ослабления механизмов правового регулирования (связанных с развитием гражданского общества), привел к тому, что в определенный момент времени общество столкнулось с тем, что культура встала на грань вымирания. На ее смену пришел суррогатный продукт и продукт откровенно до примитивности, низкой культурной ценности. «Рождать» произведения искусства стало банально не выгодно. Кроме того, сами мейджеры стали жертвами порожденной ими индустрии. Их продукты копировались в неограниченных масштабах, выпускались их безгранично дешевые аналоги. Культура, искусство вырождались, и с ними вырождалась индустрия культуры.
В индустрии производства солдатиков мы знаем об этом на конкретных примерах. Дорогие, металлические, раскрашенные вручную солдатики были вытеснены пластиком, появились «родом из детства» продукты переработки отходов крупных промышленных предприятий, изготовленные из дешевого сырья, с использованием дешевых технологий и дешевой рабочей силы, корпевшей над перевыполнением плана по выпуску ТНП, но самое главное без применения творческого труда в производстве. Этот процесс происходил практически во всех странах, с небольшими поправками.
Britains к шестидесятым годам уже не мог выпускать свои легендарные пустотелые сеты в коробках с лейбами, выполненными лучшими художниками Британии. Приехали.
Падение производства продуктов созданных творческим трудом логично привел к еще одному экономическому чуду. Производители пиратской продукции и суррогата подняли на него цены. В цифрах ситуация стала комичной. Продукт, ценность которого находиться по другу сторону нулевой отметки и стоимостью «рубь за телегу», усилиями менеджеров «среднего звена» и талантливых маркетологов стал продаваться по цене в сотни раз, а то и в тысячи раз превышающей его действительную стоимость. Пиратский диск – 100 рублей, прошитый рулон бумаги плохого качества с напечатанным на нем текстом аморально содержания – 50 рублей (и это на лотках, а в магазинах…), про пластиковую машинную штамповку в виде солдатиков или чего-либо еще - сами все знаете.
Сегодня эта проблема стоит более чем остро. Массовое производство продуктов индустрии культуры породило не только вымирание творческого начала в их производстве, но и всеобщую, простите, деградацию общества. Воспитанные на американских «шедеврах» компьютерной графики, снятых по мотивам комиксов и коматозных снов наркоманов, пластмассовых суррогатах игрушек и прочих изобилующих благах цивилизации люди становятся не способны к креативу, и как не странно, к воспроизводству себе подобных.
Решение проблемы было найдено простое: сохранить культуру посредством ограничения потребления, путем установления высоких цен и лимитированного выпуска продуктов индустрии культуры (ПИК). Вещи созданные творческим трудом должны будут уйти в элитарное потребление, в том числе в коллекции (коллекционер в данном случае это не просто человек вкладывающий деньги в культуру, это и ее хранитель, носитель, проводник).
Идея такого решения давно витала в воздухе.
В восьмидесятых годах об этой проблеме задумался «последний их Магикан» - Дэнис Бритайн, внук основателя Britains и сын Вильяма Бритайн (автора пустотелых солдатиков и бессменного владельца империи Britains). На ряду с массовым производством пластиковых солдатиков (Детейл, Геральд) и массовой металлической линии 7000-я серия или Red box, был начат выпуск серии Лимитед Эдишен, солдатиков специально изготовленных для коллекционеров. Далее линия солдатиков для коллекционеров была продолжена и сейчас Britains вообще не выпускает игровых солдатиков. Britains превратил игрушечных солдатиков из повседневных товаров в ПИК, сохранив лучшие традиции производства игрушечных солдатиков из прошлого. При этом, спрос на игрушечных солдатиков Britains, которые выпускались как игровые, и которых не коснулась костлявая рука индустриализации (выпущенные до 1960 года) растет год от года. Конечно, как и на других подобных солдатиков (Britains – для примера).
По современной линейке Britains видно, что тенденция ближайших лет – производство дорогих, лимитированных высокохудожественных солдатиков, которые купить может только коллекционер. Их оборот будет на вторичном рынке, цена будет складываться исходя из коллекционной ценности, как на рынке нумизматики, и др. предметов коллекционирования.
В ближайшей перспективе игровой солдатик не может быть «кустарного» производства. Не надо обманывать потребителя и выдавать свои солдатики за игровые. Они не могут быть таковыми ни по цене, ни по технологии (хотя играться можно всем), и чем больше производитель хороших солдатиков стремиться выдать свой солдатик за игрушечный, тем больше он теряет и в цене продажи и в дезориентации потребителей.
|