Тягач с прицепом. Ф-ка "Пролетарка". Автор Борисов П.М.

Позволю себе перенести в тему тексты статей о "Пролетарке", размещенные уважаемым DRA87 в разделе "Статьи, посвященные игрушке".
"Моя работа над игрушкой".
Журнал "Советская игрушка" №3 май-июнь 1935г.
"Когда мне было 13 лет, я служил мальчиком в игрушечном магазине. Хорошо помню замечательные технические игрушки. В моем воображении до сих пор сохранились паровые электростанции, электрические железные дороги, турбинные пароходики и пр.
Отец мой, будучи кустарём-одиночкой, делал в то время яхточки, пароходики и другие игрушки.Несмотря на то, что ему уже 60 лет, он и сейчас не расстается с игрушкой. Во время империалистической войны я учился в ремесленном училище. Затем работал в частной оптической мастерской, где научился практически очень многому. тогда уже собственными усилиями смонтировал себе маленький токарный станок. С его помощью я изготовил разного рода модели с паровыми двигателями. С этого периода я начал работать над игрушкой. В 1919 г. изготовлял спортивные сани и охотничьи лодки, которые имели первенство в гонках. В летний период снова работал над игрушкой.
В 1930 г. я решил использовать свой опыт над игрушкой, переходя к массовому производству своих конструкций игрушки. В 1931 г. (в Ростове н/Д) в артели "Пролетарка" предложил организовать производство игрушки. Мое предложение было принято.
Производство игрушки - это моя специальность. Проектирование новых образцов - неотъемлемая часть моей работы. Свыше 100 видов новых образцов мною изготовлены в течение последних двух лет. Из них половина освоена производством, остальная часть запоздала и устарела. Массовый выпуск я наладил в артели "Пролетарка" в 1932 г. Экскаваторы, транспортёры,подъёмные краны, автомобили, тракторы и пр. - таков ассортимент нашей продукции. Особое положение мы заняли по выпуску морских игрушек: пароходов, глиссеров, яхт т т. д. Наш ассортимент сейчас - 20 видов игрушек. Этого, конечно недостаточно. Но мы постепенно подновляем его новыми игрушками. Надо сказать, что при большом ассортименте работать нелегко, так как это отражается на качестве. По моему, хорошо специализировать игрушку на 2 или 3 образцах. Такой небольшой ассортимент дает возможность на производстве уделять больше внимания каждому процессу работы.
Я работаю в качестве технорука автопароходного цеха. В мою компетенцию входит не только руководство, но и работа по продумыванию новой игрушки, а также по рационализации самого производства. Конечно, проектируешь игрушку с расчетом сложности в ее производстве и, главным образом, приноравливаешься к материалам. Нашим сырьем является утиль: старая мятая банка, обрезки железа, поэтому здесь надо много положить труда, чтобы добиться-качественной игрушки. Однако опыт работы показал, что можно строить игрушку из банок. Самая лучшая жесть для игрушек - это чёрная, не луженая, ее можно не красить, а покрывать светлым масляным лаком.
В данное время наша артель обновляет свой ассортимент выпуском нового глиссера.
Сейчас я работаю над механизмом движущейся игрушки. Считаю, что надо применять центробежные. Они не дороги, там требуется две шестерни и одна коляска (баланс). Имеется у меня целый ряд образцов пружинных заводок. Но изготовлять стальную пружину и шестерни для нас чрезвычайно затруднительно, так как отсутствует нужное оборудование. Мы предлагали заказ 2-му государственному часовому заводу (Москва): изготовить такие заводные механизмы с тем, чтобы их можно было смонтировать на наши металлические кузова автомобилей, 2-й часовой завод такой заказ не принял. По моему мнению, этот вопрос придется поднимать снова, чтобы добиться выполнения заказа.
Сейчас идёт работа по изготовлению штампов. Как только эти работы будут закончены, то с помощью штампов мы будем иметь гусеничный ход тракторе и танке. Образцы таких игрушек уже готовы. Например, танк уже смонтирован. Он имеет пушку, из которой можно стрелять. Такая игрушка будет очень забавная для детей, выпуск ее предполагается летом.
П.М.Борисов (артель "Пролетарка", Ростов н/Д)"