назад

Жизнь детей начинается со знакомства с детской игрушкой.
Детская игрушка - это радость для малыша, улыбка, познание нового мира, развитие мышления. Сколько ласковых, нежных, приятных слов можно сказать об игрушке - это, пожалуй, самое яркое воспоминание детства. Детская игрушка - казалось бы - просто слово, а сколько труда и знаний требуется для создания маленькой затейной вещицы !
Необходимо пройти много этапов, чтобы игрушке дать жизнь, чтобы она заговорила с малышом языком радости и улыбки. Это очень кропотливый, грамотный труд художника, конструктора-технолога и большого коллектива рабочих и служащих.
Игрушку выпускали для детей младшего дошкольного и школьного возрастов. Игрушки изготавливались из металла и пластмассы - это механические, электромеханические, инерционные, забавные, музыкальнее, игры, копии-модели, конструкторы-наборы. Для того, чтобы наши малыши были здоровы, все материалы строго проверяли санитарные службы.
Мое раннее детство было опалено войной, но жизнь мне подарила более счастливое «зрелое детство». Я много лет работала в коллективе, где рождалась игрушка: Это большой грамотный коллектив специалистов, которые вкладывали знания, умения и любовь в развитие игрушки. Это гл. конструктор Малкиман И.Е. - он разработал много сложных игрушек, внедрял механизацию на заводе для облегчения труда рабочих; гл. технолог Ланцберг А .Я. - ум и свет завода, благодаря ему внедрено много разных видов игрушек; Савелий С.И., нач. инструментального цеха, очень ответственного участка на заводе, где на самую маленькую деталь необходимо изготовить штамп и форму.
Файбышенко П.А. - талантливый инженер-конструктор по разработке сложных механизмов для игрушек, автор интересных идей. За долгие годы работы на заводе, Файбышенко доказал свой профессионализм, его разработанные игрушки всегда утверждались на художественных советах. Также на заводе работал хороший мастер детской игрушки - Левченко Г.Н. - это отец детской игрушки, специалист- «умелые руки» - так величали Григория в коллективе. Художники Пащенко Н.Н и Волков А.Б. - игрушки этих художников всегда отличались современными формами, красочным оформлением внешнего вида. Детская игрушка завода имени Н.Ф. Ватутина демонстрировалась на Всесоюзной и республиканских выставках-конкурсах, ярмарках, выставке достижений народного хозяйства и занимала лучшие места. Также проводились смотры игрушек в школах и детских садиках, где дети сами давали свои оценки игровым качествам опытных образцов. Игрушка пользовалась большим спросом в Украине, других Республиках и странах. Многим новым видам изделий, которые отличились современными формами, интересными игровыми эффектами - присвоен Государственный Знак Качества. sub
Коллектив завода за доблестный труд был отмечен дипломами и грамотами. В таком коллективе было приятно работать ради детской радости, улыбок, ради их горящих восторгом глаз.
И так распорядилась судьба, что завод игрушек прекратил свое существование ! Но памятъ о заводе игрушек им. Н.Ф.Ватутина будет жить!
За проявленную инициативу по созданию интернет-музея игрушек завода им.Н.Ф.Ватутина я от всей души благодарю жителей г. Киева: Дмитриева В.Н. и Кирушу А.Н.

Удачи Вам, Владимир и Александр, в задуманных идеях!

Петренко А.П.
Конструктор ОГК завода
игрушек им. Н.Ф. Ватутина
1970~1999гг

Публикации в прессе

"Вечерний Киев" 1960г.
gazeta

 

"Вечерний Киев" 4.04. 1974г.
gazeta 1

 

 

 

 

Завод им. Ватутина

Рассказывает Светлана Андреевна Шикунова
(инженер-технолог завода им.Ватутина).

После окончания школы я пришла работать в 1957г. на завод им.Ватутина, в качестве слесаря-сборщика. Завод был небольшой и имел численность около 270 человек и находился по ул. Боженко 87. На заводе были только одноэтажные здания. С правой стороны от входа находилось первое помещение, в котором размещалось жестепечатное отделение, где печатались листы с рисунком и на лакировальной машине делали однотонное покрытие. Второе помещение было штамповочное отделение. Где на гильотинных ножницах разрезали листы жести на полосы, а потом из этих полос пооперационно штамповались детали. В третьем помещении находилось малярное отделение, где при помощи пульвелизатора красили нитрокраской детали и сушили в специальной камере. С тыльной стороны этого здания размещался сборочный участок. В начале этого участка, на котором я работала, на 1-м стелаже собирался заводной элеватор. На втором стелаже собирались кувыркающийся заводной самолет и переворачивающая собака с мячиком. На третьем стелаже собирали карусель с самолетом и дирижаблем, трактор гусеничный, трактор заводной, грузовой автомобиль-самосвал (старой конструкции). За сборочным участком был инструментальный участок по изготовлению оснастки, за ним в отдельном помещении собирали детские велосипеды. Далее находился гальванический участок, где на оси и детали наносилось покрытие. Потом шел механический участок, где изготавливали требки, шестерни и узлы, сдесь же собирали механихмы для изделий.

В 1958г. освоили выпуск игрушечного автомобиля «Победа» куда меня перевели работать – это помещение находилось за механическим участком, где помимо «Победы» собирали такие игрушки: плавающий «Глиссер», «Бабочка» махающая крыльями, «Рыбак», «Точильщик», «Заец заводной», «Мишка кувыркающийся». С левой строны при входе размещалось фотомонтажное отделение, где монтировались пленки. Далее находился эксперементальный участок, а за ним был склад готовой продукции и склад для деталей.
В начале 60-х годов на территории завода построили 3-х этажное здание. На первом этаже разместилось гальваническое отделение и механический участок. Второй этаж был отдан под сборочный участок с 5-ю конвейерами. На третьем этаже расположился сборочный участок с тремя конвейерами и участок по сборке механизмов. На этом же этаже в одном из помещений был создан клуб, где находился музей игрушки выпускавшейся на заводе.
В 1964г. я перешла работать в технологический отдел, где главным технологом был Лансберг Александр Яковлевич – умный и талантливый специалист сделавший значительный вклад в развитие завода. У нас в отделении работала Семененко Т.П. по нормированию сырья и материала, Шендерей М.А. и я (Бородина С.А. по мужу) – технологами по разроботке техпроцессов на изделия.

Создание игрушки.

Вначале художником создавался пластиковый или деревянный макет изделия. По макету создавалось изделие из металла на эксперементальном участке, возглавляемом Левченко А.Г. Образец утверждался худсоветом по игрушке на Украине. Когда изделие было готово конструктор его вычерчивал, после окончания разработки коструктором оно поступало в технологический отдел, где на каждую деталь разрабатывали технологический процесс. За тем, изделие поступало в отдел технологической оснастки во главе с Савелий С.И. В отделе также работали грамотные специалисты по оснастке Якушка И.В. и Пожедаев В.А. Дублерами занимался Фишман Л.А. При наличии рисунка художник обрисовывал деталь и наносил рисунок и технологические отверстия с шагом. Затем художник-ретушер делал цветоразделение на фотопленке каждой детали. Далее фотограф-печатник (Фельдман Г.А.) получал комплект пленок размером 512х712 мм с деталями. С помощью специальной обработки он размножал цветоделённые пленки с изображением детали (сколько цветов – столько пленок на деталь). Затем с этих пленок цветоделенное изображение переносится на специальные цинковые листы и проходит специальную обработку. Дальше эти листы ставятся в жестепечатную машину, валики смачиваются краской по цвету рисунка на цинке и наносится изображение на травленный жестепечатный лист 512х712 мм после чего он поступает в сушильное отделение. На лакировальной машине лист с цветным изображением лакируется. Потом лист поступает в штамповку, где режется на гильотинных ножницах на полосы, и из них штампуются детали. Детали поступают в сборочный цех для сборки в изделие, где его и упаковывают в коробки, затем коробки упаковывают в бумагу, перевязывают шпагатом и отправляют на склад готовой продукции.